Городецкая роспись курсовая

Закрыть ... [X]

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Исторический аспект возникновения Городецкой росписи
1.1. Значение ДПИ в эстетическом воспитании детей
1.2. История возникновения промысла
1.3 Характерные особенности тематика изделий технология изготовления Городецкой росписи
ГЛАВА 2. Теоретические особенности применения Городецкой росписи
2.1. Особенности росписи цвет элемент композиция
2.2 Использование Городецкой росписи в практике детского сада опыт работы какого-либо педагога-воспитателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Работа № 3960. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Введение
В настоящее время практически всем ясно что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире так и в нашей стране. Происходящие серьезные преобразования в экономической политической религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.
Старая поговорка гласит «Все новое-хорошо забытое старое». Действительно исследователями было отмечено что часто человек и человечество возвращается к казалось бы давно оставленным положениям в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными а растерявшемуся на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.
В последнее время обращение к народным истокам декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Нравственно- патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств.
Как писал К.Д. Ушинский ни слова ни мысли ни поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру как наши чувствования только в них он слышал характер не отдельной мысли не отдельного решения а всего содержания души и ее строя.
По словам А.В. Запорожца патриотические чувства характеризующие развитого взрослого человека способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.
Воспитанию нравственно – патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К.Д. Ушинский В.Г. Белинский Н.А. Добролюбов и др. считали что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств — доброты справедливости способности противостоять лжи и жестокости.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая с которой он как правило свыкается сживается которую впитывает как принято говорить «с молоком матери».
В.А. Сухомлинский считал что с малых лет важно воспитывая чувства учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости никогда не станет настоящим человеком и гражданином [151].
Вероятно именно поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого вернее к тому что сохранилось от нее в актуальной культуре а также производить интеллектуальные «археологические» раскопки восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период.
Актуальность выбранной темы очевидна в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях можно развить у них национальное самосознание дать ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа своей страны научиться уважать их ценить прошлое и настоящее заботиться и волноваться о будущем вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать что большинство к сожалению очень поверхностно знакомо например с народной культурой. Как жили русские люди Как работали и как отдыхали Что их радовало а что тревожило Какие они соблюдали обычаи Чем украшали свой быт О чем мечтали
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен вернуть утраченные ценности.
Россия — наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней принять русский язык историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт созданные на протяжении многовековой истории.
Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства черты характера которые незримо смогут связать его со своим народом своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа который усваивает ребенок в его песнях музыке играх и игрушках которыми он забавляется впечатлениях от природы родного края труда быта нравов и обычаев людей среди которых он живет. Богатство и разнообразие природы труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность удиви-тельную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций оно тесно связано с тем чем живет народ в настоящее время и чем он жил в прошлом.
Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем что его образы связаны со всем укладом их жизни с родной природой. Если нет таких связей многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается недо-ступным не только для ребенка но и для взрослого.
Так я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников что они являются носителями русской народной культуры воспитать ребят в национальных традициях. Поэтому цель работы cоздать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре используя интегрированный подход в образовательной деятельности.
Исходя их данной цели определились с задачами
1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре.
2. Дать детям представление о фольклоре как специфической области народного творчества включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
3. Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
4. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость видение о назначения и особенности яркость народность.
5. Воспитывать интерес к русским народным играм выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.
Объект исследования Процесс проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования Использование элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраст
Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа «Детство» рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир развивает в детях нестандартность мышления свободу раскрепощенность индивидуальность умение всматриваться и наблюдать а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Но для того чтобы знакомить детей с разными видами русского прикладного искусства воспитатель должен иметь представления об истории возникновения особенностях росписи иметь подборку практического материала – стихи игры альбомы с образцами изделий
1. Исторический аспект возникновения Городецкой росписи
1.1. Значение ДПИ в эстетическом воспитании детей
Тема художественно-эстетического воспитания человека развития в нем чувства прекрасного и возвышенного никогда не оставалась без внимания педагогов и исследователей. И научное и художественное познание мира развивались в тесном взаимодействии. В разных обществах выдвигались идеи гармоничного развития личности при этом существенное значение приобретал вопрос о средствах реализации поставленных задач о методах работы. Разрабатывались педагогические системы определялись условия эффективности педагогического процесса. Воспитанию зрелых психически здоровых уравновешенных людей способствовала народная мудрость народная педагогика.
Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей как Истина — Добро — Красота Вера — Надежда — Любовь и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики — воспитанию «человека будущего».
Однако как сказал А.Ф. Лосев «без прошлого нет будущего». Такого же мнения придерживался и Л.Н. Гумилев любивший афоризм «Кто владеет прошлым — тот владеет настоящим кто владеет настоящим — тот владеет будущим» [131]. А прошлое — это наша связь с народной культурой культурой нации национальными традициями с землей гармоничные отношения между человеком и природой. В итоге на первый план выдвигаются следующие идеи культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное нравственное развитие личности а индивид в свою очередь — испытывать потребность в истинной культуре в овладении ее ценностями.
Приобщение детей к народной культуре — наиболее прямой путь решения этой задачи что предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.
Одной из актуальных проблем начального обучения требующей своевременного решения является развитие творческих способностей эстетическое воспитание детей. Одним из таких средств является декоративно-прикладное искусство
Детство — период расцвета в жизни человека. Это время когда ребенок подобен цветку который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному научить их умениям и навыкам игры в коллективе развить в малышах такие качества как доброту чувство товарищества и благородство чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Россия — Родина для многих но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней принять русский язык историю и культуру страны как свои собственные. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам традициям фольклору художественным промыслам декоративно-прикладному искусству в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений просеянных сквозь сито веков.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно в нем нужно искать истоки наших характеров взаимоотношений исторические корни. В отличие от тех лет когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки сейчас направление иное — обращается внимание детей к народным истокам корням нашим обрядам традициям обычаям которые долгое время были в забвении. Пожалуй ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение а на проезжих дорогах — протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые сгребая сено на скошенном лугу пели облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне так и в городе.
Без памяти – нет традиций без традиций – нет культуры без культуры – нет воспитания без воспитания – нет духовности без духовности – нет личности без личности – нет народа как исторической личности.
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.
Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены происходившие в нашей стране привели к тому что утеряны понятия истинных ценностей отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия исчезли идеалы человека – труженика воина – защитника Отечества забыты семейно – бытовые традиции обычаи уважение и почитание старших секреты взаимного уважения и «лада» в семье девочки носительницы родового уклада равнодушны к своим матерям и собственным детям воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.
Как же какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений передать подрастающему поколению нравственные устои духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А. Некрасова Н.П. Сакулина Т.Л. Шпикалова Е.А. Флерина и другие отмечают что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности основанные на материале народного творчества являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве Н.П.Сакулина писала «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста дает богатую пищу их художественному восприятию содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
Если обратиться к понятию «патриотизм» в контексте – «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения» то необходимо ясное понимание того какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни территорию климат природу организацию общественной жизни особенности языка и быта однако к ним не сводится. Историческая пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения придающие особое своеобразие культуре.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета достойно завоеванного русским искусством литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом о наших памятниках литературе языке живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке если мы будем озабочены воспитанием душ а не только передачей знаний» Д.С. Лихачев [151].
Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка началом порождающим личность.
Нельзя сказать что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда уже в младших группах Программой предусматривалось приобщение детей к народной игрушке пирамидке матрешке качалкам игрушке-забаве и др. малышей знакомили с русскими народными играми хороводами народными песнями потешками скороговорками сказками загадками. Кроме того в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы Городца дымковской каргопольской филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить что это происходило потому что в Программе… задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например Воспитывать любовь к Родине родному городу селу Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения достаточно редко от случая к случаю используются потешки поговорки пословицы которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги опрометчиво считая что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям или сами не понимая и не умея их объяснить упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки заклички потешки поговорки народные игры плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители воспринимая народные песенки как попевки-распевки почти не включали их в игры и праздники увлекаясь современным материалом.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного эстетического и патриотического развития человека И.А. Ильин Д.С. Лихачев и др. необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.
1.2. История возникновения промысла
Родиной городецкой росписи стало Поволжье а именно села и деревни Хлебаиха Курцево Косково Савино Букино и другие расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.
Название городецкая зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ однго из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о нижегородской росписи или о курцевских красильщиках. Новое название закрепилось поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное именно с ним его бытом нарвами образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей история которой насчитывает более восьми столетий.
Городец с давних пор славится глухой резьбой по дереву так как больше всего было умельцев работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал который всегда был под рукой. Создается эта резьба топором и долотом.
Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой демонстрируя как военную мощь России так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки другие точили миски и чашки а третьи — изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевали донца для прялок которые и украшались. Донце прялки — это сиденье которое не было видно во время работы. Зато окончив прясть крестьянка вешала донце на стенку и оно становилось украшением скромного быта.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки сделанные из темного мореного дуба рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Городецкие мотивы — сцены городской жизни
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску яркое сочетание желтого цвета с темным дубом добавление синего зеленого красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской
1.3 Характерные особенности тематика изделий технология изготовления Городецкой росписи
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи которыми украшали сундуки дуги сани детскую мебель донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру очень вольны и декоративны по форме а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства купечества пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны» писанные широко и декоративно.
По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов писавший что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» [1]. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные декоративные образы птиц и животных.
Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего сильного коня или петуха в гордой воинственной позе. Чаще всего это парные изображения геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там где позволяет сюжет мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный глубокий синий иногда черный на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью без предварительного рисунка свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена проста по приемам свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова сделал Максим Шелипов.
До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями всадниками древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе. В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец.
2. Теоретические особенности применения Городецкой росписи
2.1. Особенности росписи цвет элемент композиция
В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков как на гладких плоскостях так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец слегка касаясь им изделия. В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент — это живописное графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи — это круги скобки точки капли дуги штрихи спирали Важно понять разницу между понятиями узор и орнамент.
Городецкая роспись выполняется в три этапа.
Первый — подмалевка т.е. круговое движение кистью нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья 3. Если краски окажется мало то подмалевка получится бледной невыразительной если много-то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Второй этап-теневка или оттенок т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку вначале надо лишь слегка прикоснуться кончиком кисти и провести тонкую линию к середине сильно нажать на кисть а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем чтобы кисть была перпендикулярна.
Третий этап — оживка или разживка т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты что придает им некоторую объемность. Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов которые изображают в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Бутоны—разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно подмалевку круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента теневке. Выполняют ее черным цветом бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью нанесение одного цветового пятна.
От того как расположены скобки зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много начинать рисовать надо с самой маленькой постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.
Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки по форме такие же как и скобка внутри подмалевки только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют начиная с центра постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется как правило белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Розан отражает главные признаки цветка т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же что и у купавки. Варианты разработок оживкой настолько многообразны что трудно назвать даже самые распространенные.
Городецкие художники применяют точки скобки капли спирали.
Ромашка цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги оставляя на ней тонкий след. Затем не отрываясь от поверхности кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана у него есть сердцевина только вокруг нее рисуют лепестки-капли.
Роза самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины занимающей центр верхней части цветка. После того как силуэт цветка создан начинают его разрабатывать элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской что и сердцевину. Самое трудное в розе это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки Городецкие листья очень разнообразны по форме размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти трех или двух листьев.
Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией следя за тем чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки округлы и растопырены. Листья изображаются в два приема с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской то оживку выполняют черной краской если городецкой темно-зеленой краской то к оживкам черного цвета добавляют белила. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах это и гордый павлин и насупленный индюк и задиристый петух и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии изображающей изгиб шеи и груди потом наносят линию определяющую форму головы и спины затем определяют линию крыла нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному например ограничивают с двух сторон линиями определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами нанося тонкие мазки.
Городецкий конь— символ богатства. В основном он черного цвета с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла задней и брюшной части туловища. Плоскость ограниченная линиями сбруи и седла в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом а детали головы ног хвоста — белилами.
Все произведения искусства создаются по законам композиции несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии.
При изучении городецкой росписи работа над темой Составление композиции проводится в три этапа.
1. Изучение композиционных приемов в городецкой росписи.
2. Разработка эскиза будущего изделия.
3. Выполнение эскиза в натуральную величину
Изучение композиционных приемов в городецкой росписи. Характерной чертой в сюжетных композициях прядильных донцев является изображение коня и всадника. Скачущего коня с горделиво поднятой головой обычно размещали в центре композиции. Изображение всадника в народном искусстве знакомо художникам по иконописи Георгий Победоносец Дмитрий Солунский и др.. На резных донцах хранящихся в музеях чаще всего представлена композиция изображающая двух всадников на вздыбившихся конях. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами сцены охоты и т.п. В 60-е гг. XIX в. в росписных донцах использовались эти же композиции. К концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки сцены гуляний. Позднее ведущей сюжетной линией донец входивших в приданое стала иллюстрация свадебных обрядов невеста едущая в карете смотрины встреча жениха. Первыми стали писать на донцах купавки и бутоны ярко раскрашенных птиц и петушков братья Лазарь и Антон Мельниковы. Они же выработали позы коней и всадников коня непременно рисовали длинноногим причем задняя нога у него обязательно поджата крючком. По-мельниковски продолжают писать коней и современные мастера.
К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами это бутоны розаны и цветок купавка которые’ бесконечно повторяются в различных вариантах. В центре композиционной плоскости художники размещают главное изображение птицу коня человека группу людей или растительный мотив Лица народные мастера пишут в одной манере — в виде белого кружка на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически как у мужчин так и у женщин отличаются большой изысканностью но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение при котором основные крупные пятна юбки жакеты пиджаки брюки окрашиваются без контура в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве Городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья которые придают росписи особую прелесть Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике Городецкая роспись.
Современные художники расписывают более 50 наименований изделий декоративные панно ларцы шкатулки кухонные шкафчики полочки разделочные доски хлебницы солонки наборы подставок а также игрушки детскую мебель.
Поэтапность нанесения росписи. Композиции разделочной доски.
Композиции можно вписать в круг прямоугольник овал квадрат
После того как найдено место расположения орнамента выделяем главный композиционный центр решено пропорциональное соотношение частей необходимо найти цветовое решение композиции.
Составив композицию и подобрав цвет можно приступать к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы. Городецкие мастера уделяют этому большое внимание так как рама украшает любое изделие.
Она выполняется как одним цветом чаще алым так и несколькими.
Выполнение эскиза в натуральную величину. Перед обработкой древесины для росписи необходимо ознакомить учащихся с ее основными свойствами.
Дерево — прекрасный поделочный материал для создания изделий декоративно-прикладного искусства.
Для росписи широко применяется древесина липы осины ольхи. Самой лучшей из них для росписи считается липа. Она впитывает влагу и поэтому хорошо тонируется водными растворами и красками Древесина осины отличается мягкостью однородностью текстуры белизной и чистотой. Одно из ее важных свойств — светоустойчивость она долгое время не желтеет если находится в помещении. Древесина ольхи мягкая легкая хорошо режется мало коробится легко протравливается и полируется. Важной характеристикой древесины является цвет. Любая древесина свежесрубленного дерева как правило имеет равномерный цвет по всему срезу. Но со временем древесина становится более темной. Это необходимо учитывать в работе. Например у ольхи слегка тонированной желтой краской фон все равно будет с красноватым оттенком. И если не учитывать этого обстоятельства то раскладка цветов в орнаменте не будет гармонировать с общим тоном фона всегда имеющим теплый оттенок.
На занятиях по росписи чаще всего приходится иметь дело с фанерой поэтому следует описать ее свойства более подробно. В основном используется клееная фанера состоящая из трех пяти и семи листов. Слои фанеры склеиваются водостойким клеем. Число их всегда нечетное поэтому клееная фанера не коробится. Слои фанеры укладываются так чтобы направление волокон в склеиваемых слоях взаимно перекрещивалось под прямым углом. Это придает фанере особую жесткость и прочность
Непосредственно перед росписью выбранную заготовку следует обработать. Ее шлифуют шлифовальной шкуркой по длине волокна а затем покрывают крахмальным клейстером. После того как он высохнет заготовку вновь необходимо обработать шлифовальной шкуркой. Роспись на изделии проводится в строго определенной последовательности сначала расписывают центральную часть композиции а затем выполняют цветочный орнамент.
После того как все подмалевки выполнены следует их оттенить темными красками. Заканчивают роспись оживками выполненными белой и желтой красками.
Если эскизом предусмотрено выполнение фона то поверхность изделия нужно за тонировать необходимым цветом. Чаще всего для фона используют следующие цвета светлую и темную охру киноварь и алый реже черный. Цветовая гамма для изделий выполненных с фоном совершенно иная чем для изделий выполненных без него. Если фон выполнен светлой и темной охрой цветовая гамма композиции должна быть более яркая и наоборот если для фона использовалась киноварь или алый цвет то гамма выбирается приглушенная.
На черном фоне применяют для теневки белый или желтый цвет. Для выполнения фона лучше всего использовать кисточки 5 — 8 чтобы краска легла более ровным слоем. После того как роспись закончена ее покрывают лаком. Перед этим необходимо ознакомить учащихся с видами лаков общими правилами лакирования. Наносить каждый следующий слой лака можно только после высыхания предыдущего. Чем больше слоев лака тем больше времени требуется для просушки между каждым покрытием. После каждого покрытия поверхность изделия обрабатывается мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Такое чередование операций необходимо для лучшего скрепления слоев лака и получения зеркальной поверхности. Тампон для покрытия изделий лаком готовят из лоскута любой ткани кроме ворсистой.
Для закрепления пройденного материала расширения кругозора и воспитания художественного вкуса а также в поисках сюжетов необходимо по возможности организовывать экскурсии в музеи и выставочные залы.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи цветочная роспись цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» сюжетная роспись.
Такое деление является условным так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции но в разной цветовой гамме можно не сразу уловить сходство.
Цветочная роспись. Этот вид чаще всего используется он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте например на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента а крышка декорируется цветами вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента
«Букет» — изображается симметрично. Обычно пишется роспись на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда»- это разновидность «букета» когда один или два крупных цветка располагаются в центре от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг полосу располагаться серповидно на угловых заставках. Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок хлебниц шкатулок блюд детской мебели.
«Ромб»- один из вариантов «гирлянды» когда в центре пишутся один или более цветков образующие центр а бутоны и листья постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы сундучках скамеечках створках шкафов и хлебницах.
«Цветочная полоса» — сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того на каком изделии ее пишут она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера разделенных парами листьев либо ту же композицию в которой чередуются цветки одного размера но разные по рисунку цветки одного размера но разные по цвету цветки разные по рисунку цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
«Венок» — напоминает «цветочную полосу» но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».
Так же как и в цветочной росписи в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы асимметричные по рисунку иногда различные по цвету.
Иногда при выполнении мастером композиции из нескольких предметов например разделочных досок симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива «петух» и «курочка».
Примечание Изображения «петух» и «конь» является символами солнца пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие пожелание семье множества детей.
Сюжетная роспись
Выполняется на крупных изделиях панно сундуках и крупных шкатулках разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок как-то роспись в два или три яруса в верхней части пишется основной сюжет с застольем свиданием прогулкой выездом и т. п. в нижней — сюжеты помогают раскрытию данной темы. Средняя часть разделяющая ярусы представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант изображается основной сюжет опоясанный цветочной полосой.
Интерьер сцены застолья чаепития свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками самоваром или вазой с цветами символ богатства и достатка. В композицию могут быть включены шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения развернутые в три четверти.
Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных — собак кошек петухов цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане более крупно чем второстепенные часто их выделяют цветом.
2.2. Использование Городецкой росписи в практике детского сада опыт работы какого-либо педагога-воспитателя
В основу исследуемого опыта мы взяли опыт практикующих воспитателей детского сада 5. Нами был рассмотрен конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в старшей группе «Городецкие мотивы» который выполнили Герасимова И.Г воспитатель МБДОУ детский сад 5Проскурина Е. Ю. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад 5 г.
Цели Развивать творчество детей на основе художественных принципов народного искусства. Учить располагать элементы орнамента в определенном порядке соответствующем городецкой росписи. Развивать тонкую моторику руки воображение художественный вкус воспитывать аккуратность. Развивать творческие артистические музыкальные способности детей через музыкально-фольклорную деятельность.
Материалы и оборудование образцы и иллюстрации городецкой росписи силуэты коня – белый и расписной сундук замок яйцо с иглой музыкальные инструменты аудиозаписи русских народных песен и песен в современной аранжировке городецкий узор разделенный на много элементов на магнитах листы цветного картона в форме блюда и разделочной доски готовые склеенные детьми из ткани элементы орнамента клей кисти салфетки.
Ход занятия.
Звучит музыка «Городец встречает гостей». В зал змейкой входят дети и воспитатель. Встают полукругом у центральной стены.
Хозяюшка муз. рук. Здравствуйте дорогие друзья Здравствуй Марья-искусница
Дети здороваются.
Приложение фото 1
Марья-искусница воспитатель Здравствуй хозяюшка Здравствуйте гости дорогие Рады видеть вас в нашем славном Городце
Хозяюшка Пожалуйте в мою горницу У меня изба просторная светлая всем места хватит Вы по горнице пройдите да поглядите какие здесь игрушки и посуда собраны. Они не простые. Их сделали городецкие мастера-умельцы.
Звучит музыка дети встают вдоль работ.
Марья Что я вижу Что за диво
Сколько радости вокруг
Правда дети тут красиво
Аж захватывает дух
Посмотрите Эти вещи нынче в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России мир преданий и добра
Чтоб сказать что есть в России чудо-люди – мастера
Посмотрите дети здесь в избе у Хозяюшки есть и ложки и доски расписные и чудо-кони и шкатулки… Сколько чудесных расписных изделий городецких мастеров Затем показывает на центральную стену. А посмотрите-ка сюда ведет за собой детей к стульям у центральной стены.
Какой замечательный конь — огонь на этой стене
Марья-искусница замечает что среди украшения зала вместо городецкого расписного коня только белый силуэт. Она обращает внимание детей на это.
Марья Ой Что это А где же наш конь Куда он делся
Ребята обнаруживают рядом с силуэтом коня загадочный предмет.
Марья Ребята как вы думаете что это такое ответы детей
Марья-искусница предлагает детям сесть на стулья и узнать что-же за предмет они обнаружили.
Дети Письмо
Марья А от кого это письмо
Дети от Бабы-Яги от злого волшебника от Кощея Бессмертного.
Марья Да это письмо от Кощея Бессмертного. Это он украл у Хозяюшки нашей коня А конь-то не простой а городецкий И Кощей нам пишет как его вернуть для этого нужно выполнить задания Кощея. Поможем Хозяюшке вернуть коня
Дети Да
Хозяюшка Я очень рада что вы решили мне помочь
Звучит музыка. В зале появляется Кощей.
Приложение фото 2
Кощей А-а здрасте здрасте Всё-таки решили освободить своего коня И детишек привели Помощнички Ха-ха Вам никогда не удастся выполнить мои задания
Хозяюшка Не пугай Кощей Не боимся Давай свои задания Ребята все их выполнят с легкостью И тогда ты освободишь моего коня
Кощей Хорошо Вот стоит сундук а в нём яйцо в яйце игла а на конце иглы сами знаете что… Сундук откроется если правильно выполнить первое задание Хочу проверить что вы знаете о городецкой росписи.
Марья Давайте ребята расскажем ему о городецкой росписи. В давние давние времена в старинном русском городе Городце что стоит на берегу Волги жили мастеровые люди. И захотели они превратить свою жизнь в сказку раскрасили они свои дома посуду прялки и создали свой неповторимый помысел – городецкую роспись. А узнать её очень легко. Что изображали городецкие мастера в своих узорах
Дети важных индюков задиристых петухов сказочных жар-птиц смелых коней цветы.
Марья Молодцы Вы все правильно говорите. Но городецкие мастера чаще всего используют цветочные узоры. Цвета используют яркие поэтому узоры всегда выглядят нарядными. А как называются элементы цветочного узора
Дети листья розы купавы бутоны ромашки.
Марья Мне кажется что кто-то из вас ребята знает стихотворения о городецкой росписи.
Дети
Есть на Волге город древний
По названью – Городец.
Славится на всю Россию
Своей росписью творец.
Распускаются букеты
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают
Будто в сказку нас зовя.
Городецкий конь бежит
Вся земля под ним дрожит
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают.
Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки.
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Если взглянешь ты на ложки
То увидишь чудо вдруг
Городецкие узоры –
Мастерство умелых рук
Исполняется песня «Русский сувенир» дети-ложкари
Приложение фото 3
Хозяюшка Ай да молодцы Смотрите-ка а сундук-то открылся. А теперь садитесь рядком да послушаем следующее задание от Кощея.
Кощей Ну ничего Сундук открыли а до яйца вам не добраться Слушайте второе задание Разделил я городецкий узор на много-много частей. Попробуйте-ка собрать ничего у вас не получится
Марья Получится Я думаю Кощей что ребята справятся. Вы готовы выполнить задание Кощея
Дети Да
Марья Ну тогда идите вызывает детей
Несколько детей собирают городецкий узор на доске из элементов на магнитах и называют каждый элемент остальные дети подтверждают правильность ответов. Приложение фото 4
Марья Смотри Кощей и со вторым заданием ребята справились да как легко Яйцо разбилось добрались мы до иглы. Вернешь нам коня
Кощей Тают силы мои Но есть еще третье задание самое сложное Вот вам дощечки на них вам нужно составить узор городецкий только каждому свой особый узор чтобы ни у кого он не повторялся.
Марья Ну как ребята покажем Кощею какими умельцами вы стали. На-ка хозяюшка тебе иглу чтобы Кощей до нее не добрался отдает иглу. Дети встают Покружились-покружились в мастеров мы превратились.
Разомнем наши ручки подготовим их для работы.
Дети выполняют гимнастику для рук.
Солнышко выгляни Сжимают и разжимают кулачки
Красное высвети
На холодную водицу Водят ладонями влево-вправо
На шелковую травицу Водят ладонями вверх-вниз
На аленький цветочек Крутят ладонями фонарики
На кругленький лужочек Делают из рук кольцо разводят городецкая роспись курсовая руки в стороны
Марья Проходите за столы садитесь на свои места.
Звучит музыка. Дети садятся на свои места за столами. На столах тарелочки с вырезанными элементами узора и листы бумаги в форме блюда разделочной доски поставка или шкатулки.
Марья А как городецкие мастера размещают цветочный узор ответы детей Он может быть в форме букета гирлянды венка или полосы
Да по-разному. Показывает примеры расположения узора.
Посмотрите на общие работы которые мы с вами уже делали. На «Панно с птицами» цветы расположены в виде гирлянды а в работе «Букет для мамы» — в виде букета.
А где находится главная часть украшения самый крупный элемент
Дети Он находится в центре изделия.
Марья А вокруг
Дети Вокруг располагаются более мелкие элементы узора.
Марья Сейчас вы попробуете составить свой узор из уже вырезанных из ткани и склеенных на прошлых занятиях элементов.
У вас на столах лежат для украшения изделия разной формы – и разделочная доска и шкатулка и тарелки круглая и овальная и поставец и элементы городецкого узора. На этих формах вам надо выложить городецкий узор. Если вы выложили правильно и красиво то можно его приклеивать соблюдая правила работы с клеем намазываем элементы клеем на клеенке аккуратно промакиваем наклеенные элементы тряпочкой.
Дети продумывают точное расположение элементов узора на основе. Соблюдая технику безопасности при работе с клеем и последовательность действий выполняют работу.
Марья-искусница оформляет выставку детских работ на доске. После выполнения работы дети остаются за столами.
Марья Посмотрите какие работы у вас получились
Ребенок Мы наклеили цветы
Небывалой красоты.
Красоте той нет конца –
Это всё из Городца
Марья Вам нравятся ваши изделия
Все справились с заданием анализ ребенком своего рисунка
Марья Молодцы С заданием все справились коня спасли Кощею нос утерли.
Кощей И с последним заданием вы справились. Ваша взяла Вот вам ваша лошадка Прощайте
Кощей снимает белый силуэт коня а под ним оказывается городецкий расписной конь.
Хозяюшка Погоди Кощей иглу-то свою возьми У нас дети добрые
Кощей под музыку уходит.
Марья Ну а мы встаем из-за столов и проходим на свои места
Под музыку дети встают из-за столов и подходят к стульям у центральной стены.
Марья Покружились-покружились и в детей мы превратились.
Хозяюшка Спасибо вам ребята победили вы Кощея вернули моего коня Вы не просто коня моего спасли от Кощея вы всему миру красу городецкую вернули
Потрудились вы на славу дорогие мастера
Наши гости заскучали…
Отдохнуть и вам пора
Что бывало – миновало
Отшумела старина.
Нынче песенки другие
И другие времена
Вы девчата выходите Русской пляской удивите
Исполняется танец «Сапожки русские»
Дети Велика Россия наша
И могучий наш народ
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идет
Веселитесь гости наши
Веселее нет ребят
Мы с улыбкой на лице
Вам споем о Городце
Исполняются городецкие частушки.
Ох Россия ты Россия – силы не убавилось
Городецким промыслом на весь мир прославилась
Ты играй моя гармошка ты подруга подпевай
Городецких мастеров во весь голос прославляй
Коль на досочке девица иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица – это значит Городец
Городец Городец Кто оттуда – молодец
Приглашаем в детский сад рисовать учить ребят
Кисти краски запакую в Городец поеду.
Все что надо нарисую и вернусь к обеду
Научилась слава Богу рисовать я наконец.
Дайте денег на дорогу – уезжаю в Городец
Говорит старуха деду в Городец с утра поеду
Надоели магазины буду рисовать картины
Я мальчишка – молодец тоже еду в Городец
Рано мне еще жениться буду рисовать учиться
Старину мы уважаем старину бережем
Лучше всех в саду рисуем громче всех в саду поем
У частушек есть начало у частушек есть конец.
Дорогие наши гости приезжайте в Городец
Хозяюшка Вот и закончилась наша встреча с маленькими городецкими мастерами. Спасибо вам дорогие умельцы обращается к детям Давайте подарим нашим гостям на память ваши работы – частичку красоты городецкой.
Дети берут работы с доски и дарят гостям становятся у стульчиков.
Марья А гостям всегда мы рады
Только нам прощаться надо.
Говорим «спасибо» вам
Приходите в гости к нам
Дети под музыку выходят из зала.
Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа Детство рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир развивает в детях нестандартность мышления свободу индивидуальность умение всматриваться и наблюдать а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания этих предметов у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
При этом воспитатель должен иметь представления об истории возникновения особенностях росписи иметь подборку практического материала – стихи игры альбомы с образцами изделий.
Заключение
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно в нём нужно искать истоки наших характеров взаимоотношений исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам корням нашим обрядам традициям обычаям которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве «…самым высоким видом искусства самым талантливым самым гениальным является народное искусство то есть то что запечатлено народом что народом сохранено что народ пронёс через столетие … в народе не может сохраниться то искусство которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Таким образом цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей жанров народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора который способен привить детям любовь к родной природе к растительному и животному миру приучить их видеть и слышать голоса этой природы чувствовать ее соприкасаться с ней простые попевки произведений детского фольклора а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора игровых шуточных лирических песен и уже как вершина творческих достижений — это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества — именно там где дети смогут применить все свое умение навыки сольного ансамблевого и хорового народного пения исполнения игровых действий плясок и хороводных движений.
Итак в ходе исследования мы решили следующие задачи
— Формирование предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре
— рассмотрели представление о фольклоре как специфической области народного творчества включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
— Формировали у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
— Знакомили с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость видение о назначения и особенности яркость народность.
— Воспитывали интерес к русским народным играм выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.
Задачи исследования решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву Ю.А. Арбат. — М. Дрофа 2009. — 189 с.
2. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство И.Я. Богуславская. — СПб. Питер 2012. — 245 с.
3. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева В.А. Бородулин. — М. Мозаика- Синтез 2013. — 156 с.
4. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву В.М. Василенко. — М. Парад 2011. — 397 с.
5. Городецкая роспись [Электронный ресурс]. Режим доступа httprusmybb.5bb.ru. — Загл. с экрана.
6. Жегалова С.К. Русская народная живопись С.К. Жегалова. — М. Прогресс 2010. — 205 с.
7. Журавлёва Л.С. Резное и расписное дерево Л.С. Журавлёва. — М. Прогресс 2010. — 205 с.
8. Ильченко М.И. Методическое пособие по городецкой росписи М.И. Ильченко С.К. Мишин. — М. Владос 2009. — 87 с.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй млад-шей группе детского сада. Конспекты занятий. — М. Мозаика-Синтез 2007-2010
10. Коновалов А.Е. Городецкая роспись А.Е. Коновалов. — СПб. Питер 2009. — 176
11. Коновалов А.Е. Городецкая роспись и резьба по дереву А.Е. Коновалов — М. Прогресс 2012. — 76 с.
12. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. -М. Мо-заика-Синтез 2007-2010.
13. Махмутова Х.И. Роспись по дереву Х.И. Махмутова. — М. Дрофа 2012. – 287с.
14. Супрун Л.Я. Городецкая роспись Л.Я. Супрун. — М. Культура и традиции 2010 — 147 с.
15. Теплюк С. Н. Лямина Г. М. Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. — М. Мозаика-Синтез 2005-2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Навигация по записям


Источник: http://xn--d1aigtgr.xn--p1ai/?p=7595


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Курсовая работа "Изучение городецкой росписи в рамках дополнительного." Как сделать ажурный ламбрекен своими руками: 2 оригинальных способа


Городецкая роспись курсовая Городецкая роспись курсовая Городецкая роспись курсовая Городецкая роспись курсовая Городецкая роспись курсовая Городецкая роспись курсовая


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ